9 классТема 8. Металлы11. П.Р. №8
Регистрация

Версия для слабовидящих
Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие
Лев Николаевич Толстой
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Центр дистанционного образования

 

 

 

 
Мир олимпиад

ФГОС урок

Высшая школа делового администрирования

Установите себе наш баннер

Показать код баннера
Сейчас на сайте: 39
Школа "Карьера"
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Практическая работа №8: Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и их соединения»

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

I. Оборудование и реактивы


  • штатив для пробирок
  • пробирки
  • железо
  • раствор азотной кислоты
  • раствор серной кислоты
  • раствор гидроксида натрия
  • раствор хлорида калия
  • раствор карбоната калия
  • раствор хлорида меди (II)
  • раствор хлорида железа (II)  
  • раствор нитрата серебра

II. Техника безопасности


  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим   количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышен­ной физиологической активности. При работе с ними следует приме­нять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством  веществ, которые  указаны в методическом     руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта  соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

III. Выполнение практической части


Загрузите и внимательно посмотрите следующие видео – эксперименты:

Сгорание железа в кислороде

Получение железа алюминотермическим способом

Взаимодействие хлора с железом

Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами

I вариант

Задание 1. Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

Fe → FeSO4 → Fe (OH)2 → Fe(NO3)2

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. В раствор серной кислоты поместим  железные стружки.

Выделение газа.

Запишите УХР, расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель (восстановитель), процессы окисления (восстановления)

Fe+ Н2SO4

2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи.

Образуется зеленоватый студенистый осадок.

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

FeSO4 + NaOH →

3. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется.

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

Fe(OH)2 + HNO3

Вывод: экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2.  Определение качественного состава соли. Распознавание солей.

В двух неподписанных флаконах выданы растворы солей – сульфата алюминия и сульфита алюминия. Как при помощи характерных реакций распознать каждое из веществ?

Ход работы:

Загрузите и внимательно посмотрите следующие видео – эксперименты:

1)Обнаружение ионов алюминия;

2) Качественная реакция на сульфит- и сульфат-ионы.

Заполните таблицу:

Определяемое вещество

Реактив, для качественного определения ионов

Раствор аммиака

NH3·H2O

(NH4OH)

Раствор хлорида бария BaCl2

Раствор азотной кислоты HNO3

1) Сульфат алюминия

Al2(SO4)3

Что наблюдали?

Что наблюдали?

Что наблюдали?

2) Сульфит алюминия

Al2(SO3)3

Что наблюдали?

Что наблюдали?

Что наблюдали?

Запишите УХР в молекулярном полном и кратком ионном виде:

Al2(SO4)3 + NH4OH →

Al2(SO3)3 + NH4OH →

Al2(SO4)3 + BaCl2

Al2(SO3)3 + BaCl2

Al2(SO3)3 + HNO3

Задание 3Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K2CO3, CuCl2, FeCl2. Уравнения реакция запишите в молекулярной и ионной форме.

 

                     вещество

реактив

КCl

К2СО3

CuCl2

FeCl2

 

NaOH

 

нет изменений

 

нет изменений

Cu(OH)2 ↓                голубой студенистый

Fe(OH)2↓ зеленоватый студенистый

 

HCl

 

нет изменений

 

 

«вскипание» СО2

 

 

 

 

AgNO3

 

AgCl↓

белый

творожистый

 

 

 

№ пробирки:

 

 

 

 

Вывод: распознать вещества можно с помощью качественных реакций.