8 классТема 1. Первоначальные химические понятия8. Физические и химические явления
Регистрация

Версия для слабовидящих
Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем
Оскар Уайльд
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Центр дистанционного образования

 

 

 

 
Мир олимпиад

ФГОС урок

Высшая школа делового администрирования

Установите себе наш баннер

Показать код баннера
Сейчас на сайте: 5
Школа "Карьера"
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Физические и химические явления

I. Физические явления

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.

1Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед.

2. Длина медных проводов   изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3. Объем  воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

Лабораторная работа (микролаборатория)

Цель: изучить примеры физических явлений

Оборудование: 

1. Спиртовка
2. Воронка
3. Выпарительная пластина
4. Лабораторный штатив с кольцом
5. Стеклянная трубка
6. Пинцет

Реактивы: парафин

 

 

 

 

Выполнение работы

Опыт №1

РисунокДействия
Собрать лабораторный штатив с кольцом. В ячейки выпарительной пластины поместить несколько кусочков парафина.
Пластину нагреть на спиртовке до полного расплавления парафина. Затем нагревание прекратить.

Опыт №2

РисунокДействия
Взять стеклянную трубку за два конца и нагреть ее среднюю часть в пламени спиртовки в течении 1-2 мин (в верхней части пламени), до тех пор пока стекло не размягчится и трубку можно будет согнуть или растянуть.

Вывод: при физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, химические свойства сохраняются.

II. Химические явления

Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Признаки химических реакций:

  • Изменение цвета исходного вещества

  • Изменение вкуса исходного вещества
  • Выпадение осадка

  • Выделение газа

  • Появление запаха
  • Выделение света

Видео-опыт:Горение магния в кислороде”

Лабораторная работа (микролаборатория)

Цель: изучить примеры химических явлений

Оборудование: 

1. Спиртовка
2. Пробирка
3. Планшетка
4. Спираль медная
5. Стеклянная трубка
6. Пинцет
7. Зажим пробирочный

Реактивы: 

1. Оксид меди (II) CuO
2. Карбонат кальция СаСО3 (мел или мрамор)
3. Раствор уксусной кислоты СН3СООН
 
 
 
Выполнение работы
Опыт №1
РисунокДействия
Зажечь спиртовку. Прокалить в пламени медную спираль до образования черного налета оксида меди (II) CuO.
После охлаждения медной спирали счищают скальпелем образовавшийся оксида меди (II) CuO на лист бумаги. Сравните образовавшийся оксид с имеющимся реактивом CuO в микролаборатории.

Опыт №2

РисунокДействия

В планшетку помещают пинцетом кусочек карбоната кальция (мел или мрамор) и добавляют несколько капель уксусной кислоты.

Внимание! Не заполняйте ячейки планшетки полностью во избежания переливания раствора!

Наблюдения: выделение газа.

Опыт №3

РисунокДействия

В пробирку поместите кусочек сахара. Пробирку с сахаром установить в зажим. Нагреть в пламени спиртовки.

Внимание! Пробирку нагревайте, держа ее от себя и соседа!

Наблюдения: вспенивание и обугливание сахара, следовательно, прошла химическая реакция

Вывод: при химических явлениях из одних веществ образуются другие.

Это интересно

Печень как химическая лаборатория

В организме человека беспрерывно протекают химические реакции, например, дыхание и переваривание пищи. А главной химической лабораторией человеческого организма можно считать печень: каждую минуту в ней происходит около 20 миллионов химических реакций. Это синтез белков, веществ, необходимых для переваривания пищи, накопление и распад глюкозы — главного источника энергии организма, обезвреживание ядовитых веществ. Нарушение хотя бы одной из функций печени вызывает серьёзные сбои в работе всего организма.

Химическая реакция вокруг нас

Химические превращения вокруг нас происходят беспрерывно, но всегда ли мы можем их увидеть? Трудно увидеть непосредственно, как, например, ржавеет железо, чернеют серебряные украшения или скисает молоко. Эти реакции протекают медленно. Но некоторые реакции протекают очень быстро. Например, когда мы чиркаем спичкой о коробок, она сразу же загорается в результате реакции между бертолетовой солью и фосфором. И если в молоко добавить уксус, то молоко свернётся прямо у нас на глазах.

III. Подведём итоги

1. Вещества могут участвовать в физических и химических явлениях.

2. Сравнительная характеристика физических и химических явлений представлены следующей интерактивной анимацией.

3. Отличие физических и химических явлений

  • При физических явлениях молекулы вещества не разрушаются, вещество сохраняется.
  • При химических явлениях молекулы вещества распадаются на атомы, из атомов образуются молекулы нового вещества.

IV. Задания для закрепления

№1. Посмотрите видео-эксперимент: "Пропускание углекислого газа через воду и через раствор гидроксида кальция". Какие явления вы заметили? Почему?

№2. Посмотрите видео-эксперимент:"Взаимодействие соды с соляной кислотой"Какое явление вы наблюдали? Почему?

№3. Посмотрите видео-эксперимент: "Обугливание крахмала при нагревании и прокаливание поваренной соли". Какие явления вы наблюдали и почему?

№4. Посмотрите видео-эксперимент: "Взаимодействие растительного масла с водой и раствора хлорида бария с серной кислотой". Какие явления вы наблюдали и почему?

№5. Поработайте с тренажёром: "Физические и химические явления"

№6. Поработайте с тренажёром и ответьте на вопросы:

  1. вопрос
  2. вопрос
  3. вопрос
  4. вопрос
  5. вопрос

№7. Реши кроссворд

Интерактивное задание №1 LearningApps.org по теме: “Физические и химические явления”

Интерактивное задание №2 LearningApps.org по теме: “Физические и химические явления”

Выполните тест

ЦОРы:

Видео:“Вулкан – разложение дихромата аммония”(изменение цвета)

Видео:“Колебательная реакция Бриггса-Раушера”(изменение цвета)

Видео:“Химический светофор”(изменение цвета)

Видео:Взаимодействие хлорида кобальта (II) и гидроксида натрия”(выпадение осадка)

Видео:“Признак химической реакции – выделение газа”

Видео:“Горение магния в кислороде”(выделение тепла и света)

Видео: “ Пропускание углекислого газа через воду и чесрез раствор гидроксида кальция”  

Видео:“Взаимодействие соды с соляной кислотой”

Видео: “Обугливание крахмала при нагревании и прокаливание соли” 

Видео:“Растительное масло с водой и раствор хлорида бария с серной кислотой”

Анимация:“Физические и химические явления”

Тренажер:“Физические и химические явления”

Домашнее задание
  1. Параграф: “Физические и химические явления.
Документы (всего: 2)
Документы (всего: 2)