8 классТема 1. Первоначальные химические понятия3,4. П.Р. №1
Регистрация

Версия для слабовидящих
Все мыслители пришли к тому заключению, что воспитание лучше начинать с колыбели
Николай Иванович Пирогов
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта http://www.kuksova-irina.ru/
Школа "Карьера"
Высшая школа делового администрирования
Проголосуй за наш сайт
Оцените мой сайт





Результаты
счетчик посещений
Банк Интернет-портфолио учителей
Мир олимпиад
ФГОС урок

Установите себе наш баннер

Показать код баннера
Сейчас на сайте: 112
Периодическая таблица
Таблица растворимости
Праздники сегодня

Практическая работа №1 по теме: "Правила техники безопасности в кабинете химии. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени"


♦ В этой работе вам будет необходимо:

1. Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории.

2. Ознакомиться с лабораторным оборудованием, входящим в состав микролаборатории. 

3. Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой.

4. Поработать с тренажерами.

5. Оформить отчет о проделанной работе.

I. Правила техники безопасности в кабинете химии

Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными  реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.

1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки.

Волосы должны быть убраны.

2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.

3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельность — это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю! 

4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.

5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки. Запрещается пробовать вещества на вкус.

6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу.

7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).

8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты. 

9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.

10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.

11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих. 

12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.

13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.

14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту(или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.

Помните: пренебрежение правилами безопасности и неаккуратность в химической лаборатории могут привести к реальным травмам!

 

 


 

 

 

 

II. Лабораторная посуда и оборудование

1. Посмотрите презентацию

2. Изучите таблицу:

ОбразецНазвание

Пробиркодержатель

Для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

Фарфоровая чашка

Для выпаривания и кристаллизации

Колбы

Для приготовления растворов и проведения реакций

Лабораторный штатив

Мерный цилиндр

Для измерения объема вещества

Пробирка

Для проведения химических опытов

Асбестовая сетка

Для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды

Штатив для пробирок

Для размещения пробирок

Спиртовка

Для нагревания веществ

Химический стакан

Фарфоровая ступка с пестиком

Для измельчения твердых веществ

Воронка

Для переливавния жидкостей

 

III. Микролаборатория

 

IV. Правила работы со спиртовкой

  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!

V. Устройство спиртовки

1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.

3 - фитиль;

4 - колпачок.

VI. Строение пламени
 

Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ  ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

  • Все емкости с реактивами должны быть подписаны. Пробки от склянок кладут широкой частью вниз, чтобы не пачкать стол той частью пробки, которая находилась внутри склянки с веществом.

  • Жидкости переливают через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
    Если нужно перелить жидкость из стакана или другой емкости, не имеющей носика, лучше делать это по стеклянной палочке.

     

    При нагревании пробирки в пламени следует проследить, чтобы она была сухой, иначе она может лопнуть. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих. Пробирку следует нагревать равномерно, чтобы избежать перегрева отдельной области пробирки (иначе пробирка может лопнуть).

  •  Если вы используете в своей работе спиртовку, не ставьте ее непосредственно на стол, а обязательно подложите под спиртовку несгораемый материал (лист жести, кафельную плитку и т. п.)
  • Все израсходованные реактивы нельзя сливать в раковину! В лаборатории должна быть специальная емкость для отходов: как правило, отдельно для органических и для неорганических веществ. 
    Неизрасходованные реактивы нельзя высыпать и выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты. Желательно поместить их в отдельный бокс и подписать.
    Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
  • Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
  • Посуду после проведения следует тщательно мыть. Для очистки от неорганических соединений можно использовать раствор пищевой соды, «хромпик» (расхожее  название смеси дихромата калия и концентрированной серной кислоты, получаемой при нагревании), затем воду и в конце — дистиллированную воду. После проведения синтеза органических соединений обычно используют ацетон. 
    Поскольку любая «грязь» в колбе, оставшаяся от предыдущего опыта, может испортить следующий эксперимент, мытье лабораторной следует проводить очень тщательно, лучше с использованием специальных ершиков для химической посуды. 
    После того как посуда вымыта, ее следует высушить в сушильном шкафу или в специальной сушилке.

     
  • При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.

 

VII. Тренажеры

Тренажер №1:“Меры предосторожности при работе а кабинете химии (лаборатории)”

Тренажер №2:“Оборудование и посуда для химической лаборатории”

VIII. Выполните тестовую работу

Тест: “Химическая лаборатория”

IX. Оформление отчета

Домашнее задание

  1. Параграф 1 (повторить)
Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)
Файлы (всего: 2)
Файлы (всего: 2)
файл
mpg
6.2 MB
спиртовка.mpg
файл
mpg
10.07 MB
правила нагревания вв.mpg